Пособие по обучению детей правам человека

ВВЕДЕНИЕ

Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на (а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, (b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам…

Статья 29, Конвенция о правах ребенка, 1989

Добро пожаловать в «Компасито – пособие по обучению детей правам человека»!
Мы надеемся, что это пособие воодушевит вас идеями и станет практическим руководством по обучению детей правам человека. Живя среди людей в семьях, группах и обществе, дети с самого раннего возраста начинают осознавать вопросы, связанные с понятием справедливости, и пытаются понять окружающий их мир. Способствуя пониманию прав человека, формируя мнения и развивая отношения, образование в области прав человека поддерживает этот естественный интерес и процесс познания.
Дети сильны, богаты и способны. Все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения, они соотносятся со всем, что наблюдают вокруг себя.

 Лорис Малагуцци
Детей часто считают людьми, которые «еще не взрослые», поэтому они зависимы, неопытны, недисциплинированны и нуждаются в руководстве или направлении. «Компасито» строится на другой концепции, сформулированной Лотаром Краппманном, германским социологом и специалистом в области педагогики: дети живут «здесь и сейчас», «они формируют собственные точки зрения на проблемы и находят компетентные решения»1. В «Компасито» дети рассматриваются как молодые граждане и как носители прав, обладающие компетенцией по многим вопросам, касающимся их жизни. Основной упор в пособии делается на свойственных детям мотивациях, опыте и поиске решений.
Стимулом для написания «Компасито» стал «Компас – пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи», разработанный Советом Европы в 2002 году. «Компас», гораздо больше, чем ожидалось, используется для работы с учениками в школах многих стран Европы. Пожелания пользователей «Компаса», высказывавших надежду увидеть учебное пособие, специально рассчитанное на работу с детьми, совпали с нашими собственными представлениями о том, что обучение правам человека следует начинать с самого младшего возраста.
«Компасито» базируется на философии и образовательных методах «Компаса». Как и в «Компасе», в настоящем пособии используется методология неформального обучения и структура, обеспечивающая пользователей теоретической и практической поддержкой. Однако в то время как «Компас» адресован непосредственно молодым людям, «Компасито» предназначается взрослым педагогам, работающим с детьми. Им предлагается теоретическая и методологическая информация и широкая дискуссия по существу правозащитных тем, поднимаемых в книге. Предполагается также, что педагоги будут адаптировать материалы, приведенные в «Компасито», чтобы они отражали ту реальность, в которой живут они сами и их ученики. Хотя практические упражнения разработаны в виде игр с детьми, для большинства упражнений необходимо правильное руководство со стороны опытного преподавателя.

Обучение детей правам человека – что это?

Обучение правам человека – это процесс, направленный на формирование культуры прав человека. Образовательный процесс основывается на активном участии детей, за счет которого они получают знания о правах человека и начинают понимать проблемы прав человека, приобретают навыки и способности, необходимые для защиты прав и привития уважительного отношения к равенству и достоинству.
Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на… (d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения. 

Статья 29, Конвенция о правах ребенка, 1989
Поэтому обучение правам человека должно играть ключевую роль в любом образовательном процессе. Конвенция ООН о правах ребенка (КПР) является бесценным инструментом для ознакомления детей с правами человека. В КПР определены те права человека, которые непосредственно касаются детей.
Поэтому изучение и использование прав ребенка помогает детям понять, что лежит в основе прав человека, осознать, что они сами являются носителями прав и адаптировать и применять эти права в своем окружении. Это главная цель обучения детей правам человека. Более того, в «Компасито» права детей представлены как часть более широкой картины общих прав человека. Таким образом, всеобщие права человека и права детей изучаются одновременно, чтобы дети имели возможность, изучая собственные права, понять также и то, что права человека распространяются на всех людей.
Образование в области прав человека и обучение демократической гражданственности
Права человека являются неотъемлемой частью демократического развития и обучения гражданственности. Некоторые последние социальные и политические тенденции как в Европе, так и в других частях света, такие как экономическая взаимозависимость, расизм, терроризм, политическая апатия, рост социального неравенства и медиатизация политики, ставят под сомнение основы культуры мира и прав человека и, таким образом, угрожают демократической стабильности. Именно поэтому образование в области прав человека и обучение демократической гражданственности в последние десять лет стали главными приоритетами государственных органов и, в еще большей степени, – неправительственных организаций.
Образование в области прав человека и обучение демократической гражданственности идут рука об руку, так как целью этих форм образования является обучение демократии. Обе формы образования подводят молодых людей к получению знаний, определению главных ценностей и развитию навыков. При обучении демократической гражданственности в центре внимания находится «ребенок-гражданин», которого обучают быть активным и ответственным членом сообщества, к которому он принадлежит. В образовании в области прав человека, с другой стороны, подчеркивается, что каждый человек должен способствовать равенству, человеческому достоинству, участию и расширению возможностей для всех людей. Гражданственность включена в образование в области прав человека как одна из главных тем, и обучение демократической гражданственности строится на ценностях прав человека. Несмотря на возможные различия, оба подхода служат развитию демократии, прав человека и поддержанию мира.
Кому предназначается «Компасито»?
«Компасито», в первую очередь, предназначается для работающих с детьми воспитателей и инструкторов, учителей, опекунов и родителей, особенно для тех, кто интересуется обучением детей правам человека и ищет практические способы обсуждения с детьми ценностей и социальных проблем. Упражнения составлены для детей в возрасте от шести до тринадцати лет.
«Компасито» строится на знаниях и опыте как ребенка, так и ведущего. Упражнения можно выполнять с детьми там, где они проводят основную часть своего времени: в школе, в центрах ребенка, в школе продленного дня, в центрах отдыха, в детских организациях или в детских лагерях, а некоторые упражнения – даже в семейной обстановке. В то время как детям не нужно обладать какими-либо специальными навыками для участия в большинстве упражнений, ведущим необходимо иметь опыт и навыки применения методологии неформального обучения, чтобы успешно выполнять упражнения.
Что включено в «Компасито»?
В последние десять лет в Европе и во всем мире было издано несколько прекрасных учебных материалов о правах человека, связанных с детьми и их правами. Команда разработчиков «Компасито» учитывала опыт этих публикаций и постаралась дополнить их с учетом европейского контекста. В настоящем пособии применяется межкультурный подход, и приводятся конкретные сведения об образовании в области прав человека и о методологии неформального обучения.
Темы, связанные с правами человека
Основой «Компасито» являются те же философские и образовательные подходы, которые применялись в «Компасе», и несколько частей, особенно посвященные концептуальным вопросам, взяты непосредственно из «Компаса». Обучающие упражнения, разработанные специально для детей, – главная часть пособия. Упражнения в «Компасито» составлены с учетом тринадцати избранных тем: гражданственность, демократия, дискриминация, образование и отдых, окружающая среда, семья и альтернативная забота, гендерное равенство, здоровье и социальное обеспечение, СМИ и Интернет, участие, мир и конфликты, бедность и социальное отчуждение, насилие. Чтобы приблизить проблемы прав человека к повседневной реальности и к личному опыту каждого ребенка, в указанных темах основное внимание уделяется ценностям и социальным вопросам, а не формальным правам в том виде, как они изложены в конвенциях. Группа разработчиков тщательно выбрала эти темы из десятков идей, считая, что они охватывают те сферы прав человека, которые наиболее важны для детей, даже если в данном пособии нет возможности перечислить все важные вопросы. В некоторых темах также рассматриваются проблемы, редко исследуемые в других пособиях, такие как образование, здоровье или гендерное равенство. В дополнение к этим избранным темам также вводится категория общих прав человека, чтобы развить у детей понимание концепции прав и того, как их следует применять в повседневной жизни.

Методология неформального обучения

В «Компасито» применяется методология неформального обучения, базирующаяся на активном участии и личном опыте детей. Участие и сотрудничество детей помогает добиться сплоченности группы и сократить предубеждения, имеющиеся у членов группы. Эта методология способствует пониманию сложных концепций, развивает навыки решения проблем и содействует проявлениям творческого потенциала и практичности – всем важным целям образования в области прав человека. Взрослые не должны попадаться в ловушку, предполагая, что мы, учителя, являемся носителями истины в последней инстанции. Дети вносят в образовательный процесс свой опыт, который следует активно использовать, чтобы обеспечить их интерес и эффективное развитие. Вопросы и даже конфликты необходимо считать основными образовательными ресурсами, которые можно оценивать позитивно.

Межкультурный подход и активное участие

В то время как дети активно участвуют в жизни собственного окружения, своей культуры и друзей, они проявляют любопытство по отношению к остальному миру: другим культурам, регионам и людям. В «Компасито» приводятся истории и ситуации, взятые из разных регионов и культурных слоев. Это широкое разнообразие предоставляет детям возможность поразмышлять о различных культурах и на основе таких размышлений сформировать твердое представление о собственной идентичности. Как объясняет Рева Клейн, британский педагог, дети не просто узнают о жизнях других детей, у них возникают чувства симпатии и солидарности, и они понимают свою роль в масштабных действиях на более глобальном уровне2.
«Компасито» придерживается этого подхода путем межкультурного общения и развития открытости к другим культурам. В конце 2005 года на консультативном совещании практиков, работающих непосредственно с детьми, была определена концепция настоящего пособия, которой затем неукоснительно следовала тщательно подобранная международная команда разработчиков. Международная команда пришла к единому мнению, что «Компасито» необходимо разрабатывать в тесном сотрудничестве с потенциальными пользователями и с самими детьми. С этой целью была сформирована международная группа специалистов-практиков, с которой составители пособия консультировались в процессе его подготовки. Эта группа специалистов проверяла и оценивала упражнения, предлагавшиеся для включения в «Компасито», и консультировала по тексту теоретических разделов.

Cтруктура «Компасито»

Глава I знакомит читателя с понятием прав человека и прав детей. В этой главе описываются главные международные правозащитные механизмы.
В Главе II объясняются цели и результаты образования в области прав человека. Эти вопросы рассматриваются как с европейской, так и с международной точки зрения.
В Главе III приводится информация и практические советы о том, как можно использовать «Компасито» в различных схемах формального и неформального обучения, и как лучше всего применять изложенные в пособии образовательные подходы. В советах ведущим предлагаются идеи о том, как начинать выполнение упражнений о правах человека с детьми, и как следует продолжать работу вплоть до участия в конкретных акциях.
В Главе IV представлены 42 практических упражнения для разных возрастных групп и разных уровней сложности, относящиеся к избранным темам по правам человека. Детям для выполнения большинства упражнений не нужно обладать какими-либо особыми навыками. Пользователям пособия рекомендуется творчески подходить к использованию упражнений, которые можно выполнять как последовательно, так и выборочно.
В Главе V приводится важная справочная информация по тринадцати избранным темам. Ведущим рекомендуется ознакомиться с соответствующими темами, прежде чем они начнут выполнять упражнения. В эти тексты включены вопросы, чтобы читатель мог подумать о том, каковы его собственные знания и отношение к данной теме, и как ее можно представить в личном или местном контексте.
В Приложениях содержится важная информация о международных документах, имеющих ключевое значение для прав детей в европейском контексте. Здесь также приводятся тексты Европейской конвенции о правах человека, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка в специальном формате, рассчитанном на детей. В Глоссарии по правам человека приводятся определения главных юридических терминов, используемых в пособии. Термины, включенные в глоссарий, выделены в тексте «Компасито» жирным шрифтом.
«Компасито» в рамках Молодежной программы по образованию в области прав человека
«Компасито» публикуется в рамках Молодежной программы Совета Европы по образованию в области прав человека и межкультурному диалогу. Программа направлена на привлечение внимания молодых людей к вопросам прав человека и рассчитана на широкий круг молодежи помимо тех, кто уже активно работает, чтобы приблизить права человека к повседневной жизни максимально большого числа молодых людей. После старта в 2000 году, Молодежная программа затронула тысячи молодых людей и привела к каскадному эффекту в развитии программ образования в области прав человека и проектов по правам человека по всей Европе. Важным учебным ресурсом Молодежной программы Совета Европы по образованию в области прав человека и межкультурному диалогу является «Компас – пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи». После публикации «Компаса» в 2002 году, он был переведен на более чем двадцать языков. Это популярное пособие послужило стимулом для молодых людей и их организаций в изучении таких вопросов как демократия, социальная справедливость и гендерное равенство.
Молодежная программа Совета Европы по образованию в области прав человека и межкультурному диалогу дополняет и поддерживает Всемирную программу ООН по образованию в области прав человека (начиная с 2005 года). Целью этой Всемирной программы является продвижение единого понимания основных принципов и методологий образования в области прав человека с тем, чтобы сделать права человека реальностью в любом обществе. В Плане действий Всемирной программы на 2005-2007 гг. основное внимание уделяется системе начального и среднего образования, и предлагаются практические идеи и конкретная стратегия для внедрения образования в области прав человека в национальном масштабе.